Имение генерал-адъютанта Александра I Евграфа Комаровского разделило судьбу тысяч дворянских гнёзд.

Те, кто едет по дороге Хвастовичи - Хотынец, часто останавливаются в полутора километрах от села Кудрявец Хвастовичского района водички набрать в святом колодце да сходить к памятному камню. Его установили здесь в 2012 году в честь видного российского государственного деятеля XIX века Евграфа Комаровского. Здесь было его имение. Место это до сих пор называют Комаровская. 

Приют задумчивых дриад 

Традицию мы не нарушили: зашли на колодец – чистая холодная вода казалась особенно вкусной в жаркий день. Сотрудники Еленского лесничества рассказали, что родников тут несколько. У села Кудрявец особо почитаемый источник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Известно, что обустроили его еще при Евграфе Федотовиче. Есть на территории Комаровской еще шесть родников. Они живы, но нуждаются в благоустройстве. 

Карту бывшего имения можно увидеть у памятного камня. На черном граните пушкинские строчки 

«От большой дороги справа
Между полем и селом
Вам представится дубрава,
Слева сад и барский дом»

и портрет его сиятельства. Барский дом сохранился только на фотографии 1904 года, когда имение уже принадлежало купцам Цыплаковым – крупным промышленникам, основателям Еленского стекольного завода. Место у пруда, где он стоял, поросло лесом. Зато большой пруд великолепен. Он излюбленное место окрестных рыболовов. Говорят, что здесь водятся породы рыб, особенно чувствительных к чистоте воды. 

Виды – хоть на открытку. Это имение было летней дачей семьи Комаровских. Его граф получил вместе с поместьем Городище Орловской губернии и другими землями как приданое супруги Елизаветы Егоровны Цуриковой. Евграф Федотович любил здесь отдыхать и охотиться. По его распоряжению были расчищены и благоустроены родники, на ручье Громовой создан каскад прудов, устроен парк со светлыми березовыми аллеями, в зале господского дома ставили спектакли… 

Время, революции, войны безжалостно прошлись по Комаровскому, но обиднее всего было за наших современников. Скромный мемориал страдает от вандалов. Кому-то приглянулись лавочки, было две - стала одна. И это происходит не первый раз. Прямо по Маяковскому: «Чем хуже моя Нина?! Барыни сами. Тащь в хату пианино, граммофон с часами!» Неужели с 1917 года остановиться не можем? 

Яркий век 

Он начал служить при Екатерине Великой, участвовал в походах Суворова, войне 1812 года, стоял у истоков внутренних войск России. Государственный деятель – это о нем. 

К юбилею войны 1812 года были переизданы его «Записки», в которых Евграф Федотович поведал о времени и о себе. Он был среди тех, кто делал историю. Прапорщик Измайловского полка дослужился до генерала, состоящего в числе самых доверенных лиц при дворе и пользующегося особым расположением великих князей. За участие в Итальянском и Альпийском походах Суворова Комаровский был произведен в генерал-майоры. В царствование Александра I стал генерал-адъютантом, помощником петербургского военного губернатора и начальником полиции, исполняющим важные и ответственные поручения. 

В 1811 году, когда в России начали создаваться части внутренней стражи – прообраз внутренних войск, по высочайшему приказу Евграф Федотович был назначен инспектором этого подразделения и заместителем военного министра. В 1816 году он стал командующим Отдельным корпусом внутренней стражи. Когда в Петербурге в 1824 году произошло страшное наводнение, Комаровского назначили военным генерал-губернатором Петербургской губернии. Он организовывал помощь пострадавшим. В звании генерала от инфантерии Евграф Федотович вышел в отставку в 1830 году.

Нам, сегодняшним, интересно за перечнем дел и наград разглядеть, что он был за человек. Ревностный служака? Царедворец? Но воспоминания его детей, современников говорят о ином. Показателен тот факт, что когда в 1843 году Евграф Федотович скончался в Орле, крестьяне его имений пешком пришли туда и на руках несли гроб с телом графа до села Городище, где он был похоронен.

Живые родники памяти

Для Елены Гусаковой Комаровская - история ее малой родины. Она родилась в селе Кудрявец, еще в детстве слышала от здешних старожилов, что когда-то давно тут было барское имение. Когда выросла, окончила институт и стала преподавать историю в местной школе, интерес к прошлому родного края стал профессиональным. Вместе с земляком Иваном Николаевичем Тришкиным они выступили с инициативой установки памятника в Комаровской. И сегодня у нее душа болит за это место. 

- В 2008 году я получила президентский грант. Стала готовить материал по истории нашей школы. Поехала в Калугу в архив. Мне нужна была справка, подтверждающая дату открытия школы в Кудрявце. Там нечаянно я нашла уставную грамоту - нотариальный документ, по которому государство должно было выплачивать определенные суммы помещику после отмены крепостного права, - рассказала Елена Валентиновна. - Меня как громом поразило, я читала и не могла поверить. Имение принадлежало потомкам того самого графа Комаровского! Я еще два года ездила в архив, чтобы раскопать дополнительные материалы. После уставной грамоты удалось найти несколько документов из переписки управляющего имением. Это исследование меня затянуло.

- Какое впечатление произвел на вас сам Евграф Федотович Комаровский? – спросила я ее. 

- Такая махина. Первый руководитель внутренней стражи России. Я была в восторге и от находки, и от того, что мы каким-то образом к этому причастны.

- Не пытались разыскать потомков рода Комаровских? 

- Конечно. В 2012 году после открытия памятника из Тулы сюда приезжал его праправнук по линии сына Павла Евграф Павлович Комаровский. Я была свидетелем того, как он нашел свою двоюродную сестру Наталью Павловну Рашдауи. Она занимается краеведческими исследованиями. У Евграфа Федотовича и Елизаветы Егоровны было шестеро детей. Двое умерли в младенчестве. Остались дочь и три сына. Сыновья пошли по военной линии. Дочь Анна Евграфовна, в замужестве Горчакова, была женой губернатора Калужской губернии. 

- Как сложилась судьба имения после революции 1917 года?

- Его быстро разрушили. Власти даже уголовные дела заводили, считали, что имение разграбили крестьяне. Все, что можно было взять, взяли. Там было свое натуральное хозяйство. Дом деревянный в 18 комнат, справа от него гостевой дом, дворовые постройки, псарня, мельница, дом лесника. Но все пришло в запустение.

Комаровская – красивейшее место. Хотелось, чтобы его территорию благоустроили, расчистили аллеи, родники, чтобы оно получило официальный статус. Оно может стать достопримечательностью нашего района. Мы должны сохранить память о Евграфе Федотовиче Комаровском, нашу историческую память.

Трудно не согласиться с Еленой Валентиновной. Забвение – сорная трава, может разрастись хуже любого бурьяна. А бороться с ним тоже порой надо с косой в руках.

Светлана Малявская.