На востоке от Хвастович, окруженное полями, лугами, лесами и перелесками, привольно раскинулось большое старинное село Красное. В 1898 году в нем действовала церковь. Сельчане были очень верующими людьми и отмечали все религиозные праздники. В зимнее время особенно празднично проходили святки (время от Рождества до Крещения), а в них колядование: святочники переодевались в особую одежду — «ряженых». Ряженые ходили от избы к избе, лихо отплясывая и запевая одну песню за другой. Хозяева предлагали им угощение. В эти же дни проходили святочные гадания.
В ночь под Рождество в церкви в 12 часов ночи начиналась служба, по окончании которой дети ходили по домам, стараясь зайти в каждый дом, и песнопением славили Христа:
Христос рождается — славите.
Христос с небес — срящите.
Христос на земли — возноситеся.
Пойте Господеви вся земля…
В «Статистическом описании Калужской губернии» (1915 год) Хвастовичи отнесены к числу крупных сел. В селе насчитывалось 2437 жителей. По данным «Памятной книги Калужской губернии на 1910 год» землевладельцем при селе Хвастовичи был Меньшиков И.А., которому принадлежало 3099 десятин (одна десятина — 1,0925 га) земли.Хвастовичи входили в состав Жиздринского уезда Милеевской волости. Меньшиков купил село с крестьянами у статского советника генерала Шаблыкина. Сам же Меньшиков жил в Карачеве, а в Хвастовичах имел экономию (лесхоз, лесопильный завод, кирпичный завод, мельницу). На землях выращивались рожь, овес, гречиха, ячмень,конопля,лен.
До революции центрами и носителями культуры в селах были церкви. На территории нынешнего района действовали 17 церквей. В начале 30-х годов все они были закрыты. Многие церковные здания были разрушены в войну, а некоторые и в послевонные годы. Во многих церковных зданиях создавались клубы, избы-читальни. Так было в Хвастовичах, Колодяссах, Пеневичах.
До середины 19 века в Хвастовичах не было школ. Зажиточные люди нанимали в свой дом учителей для обучения детей. Первая церковно-приходская школа в Хвастовичах построена в 1857 году, а вторая — 1911 году.
Православная церковь Великомученицы Параскевы Пятницы была деревянной и стояла в центре села Хвастовичи, впоследствии на этом месте было построено двухэтажное, каменное здание райкома КПСС. Здесь находились кабинеты партийных секретарей, а также райком ВЛКСМ. Сейчас здесь находится народный суд.
Старинное село Бояновичи. Живут здесь набожные люди, соблюдают все посты. Всего в году четыре поста: Рождественский(Филлипов пост) — начинается 28 ноября и заканчивается 7 января; Великий пост длится 49 дней и бывает в предверии Пасхи; Петров пост начинается после недели Всех Святых и заканчивается 12 июля; Успенский пост длится всего две недели с 14 по 28 августа.
На средства, собранные людьми, в Бояновичах был выстроен красивый каменный храм еще в 90 годы 20 века. Руководил постройкой Архимандрит Серафим (Олиферчук). Батюшка Серафим обладал даром исцеления людей духовно и физически. Каждую субботу к 13 часам 30 минут со всех уголков России к Бояновичской церкви подъезжали люди на отчитку. Писали прихожане записки о здравии. Батюшка Серафим начинал службу. В конце службы над головой каждого прихожанина зачитывал Евангелие. Затем по благословлению батюшки Серафима на голову каждого прихожанина одевали шапочку Богородицы. Затем прихожане подходили к женщине, которая «орудовала саблей» Пантелеймона целителя, при этом называя все заболевания которыми болен человек. Потом батюшка Серафим раздавал всем освященную воду. Архимандрит Серафим излечивал даже бесноватых больных, изгонял «бесов». Проводил батюшка Серафим и индивидуальную отчитку. Он был прозорливым батюшкой.
Еленский окаймлен лесами и лежит на песчаной почве, поэтому крестьяне хлебопашеством не занимались, лишь разводили в небольшом количестве лен и коноплю. Главным же заработком являлся лесной промысел. В те далекие годы Еленский был идеальным местом для организации стекольного дела. В округе добывались лес, глина и известняк. Действия правительства, а также залежи кварцевого песка (основного сырья для производства стекла), торфа и дров для топки печей подтолкнули Цыплаковых к открытию на юге Калужской губернии стекольного завода. В начале 1894 года с разрешения Калужского губернатора был выстроен и пущен в ход с соблюдением всех правил строительного устава стекольный завод. Завод и заводской поселок Цыплаковы выстроили основательно.
В 1897 году на средства учредителя стекольного завода Алипия Ивановича Цыплакова была построена и освящена церковь во имя иконы Калужской Божьей матери. Церковь была деревянной, 26 метров: 6 метров, на каменном фундаменте, крытая железом и с одной маленькой главкой. Размер иконостаса составлял 5.5 метра в длину и 2,7 метра в высоту. Церковь отапливалась одною израсцовою печью. Церковь была обнесена оградой.